Дальнобойщику: управление автопоездом в гололед
Зимнее вождение представляет сложность для любого водителя, а когда за спиной у водителя 40 тонн груза, это сложно вдвойне.
Факторы, которые затрудняют движение автопоездов по скользкой дороге:
- маршрут пролегает по узким и извилистым участкам, на дороге есть уклоны
- автопоезд длинный, широкий, тяжелый.
Большие габариты транспорта вынуждают водителя часто прижиматься к обочине, чтобы пропустить встречные машины. Сама по себе такая ситуация - уже риск заноса прицепа.
Другой аварийный фактор - движение автопоезда на поворотах и крутых склонах. Водителю нужно постоянно следить за скоростью и выбирать такое расположение на дороге, чтобы не задеть прицепом других участников движения. А еще - постоянно контролировать и учитывать сцепление своего транспорта с дорогой на каждом ее участке.
В таких условиях водитель может рассчитывать в качестве помощников только на надежную тормозную систему и качественные покрышки.
Занос прицепа
Прицеп в условиях гололеда часто провоцирует опасные ситуации, затрудняя управление автопоездом.
Занос прицепов при гололеде часто случается в случаях:
- высокой скорости
- при прохождении поворотов
- интенсивного торможения
- слякотной погоды
- отказа системы ABS, плохих покрышек
- при выходе правых колес за пределы дороги
- в случае ошибок в распределении веса груза
- если некорректно настроена тормозная система между машиной и прицепом
- если не обеспечено легкое прохождение прицепа на поворотном круге и он мешает тягачу повернуть безопасно.
Опытные водители достаточно рано могут почувствовать начало заноса машины буквально, спиной. Но начало заноса прицепа невозможно почувствовать с места водителя фуры - только заметить в боковых зеркалах. Поэтому в них рекомендуется смотреть в них как можно чаще, чтобы не пропустить самое начало опасной ситуации.
Для того, чтобы восстановить контроль над автопоездом, водителю понадобится много времени, пространства, все мастерство и определенная доля удачи.
- При заносе тягача нужно действовать как на личном автомобиле: выжать педаль сцепления и поворачивать руль в сторону заноса. В идеале - еще и притормозить колеса прицепа, но так как это производится рычагом, не каждый водитель сможет оторвать одну руку от руля и оставить его вращение второй руке.
- При заносе полуприцепа, заносе и сносе прицепа нужно, поворачивая, опять же, рулевое колесов в сторону заноса, нажать на педаль газа.
Как правило, самые серьезные аварии с автопоездами происходят, когда прицеп заносит и сносит на встречную полосу. Поэтому лучше оказаться на автопоезде в кювете, чем встретиться с другими машинами на встречной.
Гололед на спуске
Безопасность спуска автопоезда по склону зависит от того, как водитель подготовится к такому испытанию еще до момента въезда на склон.
Для начала стоит оценить состояние дороги. Она может оказаться скользкой настолько, что безопаснее и разумнее будет переждать, пока ее не посыпят песком или реагентом. Важно учесть, что зимой на длительных спусках дорога может быть более скользкой у подножия склона, чем наверху.
Следующий шаг до начала спуска - пропустить всех участников дорожного движения, которые уже движутся по склону. Если прицеп начнет заносить, водителю понадобится много пространства для маневра, и он не должен зацепить другие машины.
Затем водитель должен решить, надо ли одевать на колеса цепи противоскольжения, чтобы повысить сцепление колес с дорогой и стабильность машины и прицепа при торможении.
При установке цепей на колеса важно учитывать расположение груза:
- если большая часть груза располагается в передней части грузовика, использование вспомогательного тормоза может привести к проскальзыванию ведущих колес - поэтому цепи лучше устанавливать на ведущие колеса;
- если большая часть груза располагается в задней части машины, велика вероятность, что начать проскальзывать начнут передние колеса. Это может вызвать потерю управляемости. В таком случае лучше устанавливать цепи противоскольжения на передние колеса.
- на машинах с полуприцепом или с вспомогательными колесами цепи лучше устанавливать на передних колесах.
Иногда нужно устанавливать цепи и на колеса прицепа, чтобы обеспечить его стабильность и нормальное торможение при спуске по склону.
Торможение в условиях гололеда
Уберечь тормоза от перегрева и отказа при длительном спуске на склоне способны только низкая начальная скорость и правильное использование понижающей передачи и вспомогательной тормозной системы. При этом следует помнить, что вспомогательная система торможения действует только на ведущие колеса, что грозит их проскальзыванием.
Для лучшего сцепления колес с дорогой в гололед лучше пользоваться основной системой торможения, тормозить плавно и заранее, пользоваться торможением двигателем и ни в коем случае не тормозить экстренно (если речь не о жизнях людей): это может привести к неконтролируемому заносу и опрокидыванию или «складыванию» фуры.