Почему может "сложиться" фура и что делать водителю
Когда водитель впервые садится за руль относительно крупного грузовика, ему кажется, что габариты машины больше, чем габариты всей проезжей части.
Но со временем, привыкнув к новым условиям и научившись маневрировать с прицепом (даже задним ходом), эффект неожиданности от вождения многотонного неповоротливого грузовика с кучей колес проходит.
А вот проблема прохождения поворотов - остается. И особенно угрожает зимой, когда фуры то и дело ложатся на бок и складываются «ножницами» в сложных погодных условиях.
Как загрузка фуры влияет на «складывание»
Чаще всего для перевозок используется схема седельный тягач + полуприцеп. Такой автопоезд гораздо чувствительнее к степени загрузки, чем легковой авто.
Летом на сухом дорожном покрытии проще и экономичнее ехать, когда груза мало или нет вовсе. А вот зимой пустой автопоезд с большей вероятностью выбросит из колеи или «сложит».
Поэтому первое правило зимних перевозок - планировать их таким образом, чтобы передвигаться, по возможности, гружёному. И чем больше - тем лучше: груз будет давить сверху на колеса, буквально прижимая их к дороге.
Но не только количество и вес груза имеет значение. Многое зависит от того, насколько равномерно распределен груз по прицепу. В идеальном варианте, груз нужно распределить равномерно по прицепу, выдерживая ограничение нагрузки на ось - но в жизни так не бывает.
- Если перегружен сам тягач, это чревато разве что порчей дорог, но ехать так безопаснее.
- Если перегружена задняя часть прицепа - будет сложно тронуться с места и затормозить; зимой это реальный риск «складывания» автопоезда.
Почему может «сложиться» фура
Седельный тягач с полуприцепом организован по принципу шарнира, где тягач поворачивается вокруг шкворня полуприцепа, а тот заперт седельно-сцепным устройством. При этом угол поворота тягача ограничен только бортами фургона или стойками прицепа, в зависимости от конструкции.
При движении возникает эффект, когда прицеп массой втрое выше массы тягача и неуправляемыми, по понятной причине, осями, стремится сохранить заданную траекторию. Даже небольшого поворота достаточно для того, чтобы водителю не удалось преодолеть эту силу инерции, особенно если ведущие колеса тягача начнут проскальзывать, теряя сцепление с дорогой - а так происходит, в частности, от недостаточной нагрузки на седло тягача.
В результате возникает эффект складывания по типу ножниц: передняя часть тягача поворачивает, а задняя едет прямо. Точнее, ее толкает по прямой прицеп.
Ситуация развивается мгновенно и часто заканчивается трагично.
На такой печальный сценарий влияет множество факторов - степень и равномерность загрузки автопоезда, состояние шин и дорожного покрытия, даже количество смазки на седле тягача. Конечно, и подготовленность водителя - иногда получается отловить момент самого начала «складывания», если шофёр опытный и следит за зеркалами - в то время как на легковом автомобиле занос можно почувствовать спиной, дальнобойщики лишены такой возможности.
Чаще всего «сложить» фуру можно в гололед, при экстренном томожении. Но случается такое и при резком манёвре на неровной дороге.
Складывание провоцирует лопнувшая покрышка. Или наезд на заснеженную обочину передним колесом.
Встречный разъезд фур на узкой дороге
Опасны в этом смысле и разъезды с встречными фурами и грузовиками на узкой дороге, особенно если на ней образовалась колея - как часто бывает зимой.
При встречном разъезде даже самое минимальное смещение грузовика на полосу, которую занимает фура, уже опасная ситуация. Если встречный автопоезд попадет в колею левыми колёсами и его начнет складывать «ножницами», прицеп незваного гостя прилетит аккурат в машину.
И тогда на реакцию у водителя остается пара секунд, и нужно принять решение.
Если встречного коллегу начнет «складывать» прямо в тебя, как быстро это будет происходить и что делать: остаться и следить за развитием событий (риск повредить машину) или уходить на обочину (риск перевернуться и повредить груз).
И как защитить самого себя, если выскочить из кабины невозможно, да и некуда - встречная фура потеряла управляемость…
- В то время как легковые или просто не такие огромные машины бы могли использовать ширину проезжей части и сманеврировать прямо на ней, если бы что-то пошло не так.
Поэтому при движении по узкой дороге нужно предельно внимательно подходить к разъездам и, если есть возможность, пропускать встречные фуры, чтобы не оказаться в ситуации одномоментного на скользком покрытии.
Торможение на скользком покрытии
То, что тягач и прицеп связаны между собой шарнирной связью, ухудшает курсовую и траекторную устойчивость автопоезда при торможении.
Когда колеса тягача и прицепа скользят в поперечном направлении независимо друг от друга, возникает эффект складывания автопоезда.
- Надежнее всего тормозить на автопоезде, если тот оборудован антиблокировочной системой.
- Применение циклического способа торможения (краткими нажатиями на педаль, имитируя работу ABS), повышает надежность управления тягачом и прицепом. Одновременно с этим можно понижать передачи, применяя торможение двигателем.
Если автопоезд начинает складываться в заносе, и водитель отпускает педаль тормоза или нажимает педаль газа для стабилизации ситуации, важно помнить, что прекращение торможения увеличивает остановочный путь - и увеличивать резерв пространства перед фурой.
Алгоритм действий водителя, если он замечает, что автопоезд начинает складываться, зависит от типа складывания.
Действия при заносе в повороте такие же, как при заносе при торможении. Главное - сразу же прекратить торможение! И затем:
- Если тягач заносит, а прицеп держит заданную траекторию, нужно выжать сцепление и поворачивать руль в сторону заноса, по возможности, притормозить колеса прицепа.
- Если заносит или сносит прицеп, руль нужно поворачивать тоже в сторону заноса, но нажать на газ.
Итого
- Чем больше нагрузка на ведущий мост (в рамках допустимого) - тем лучше управляемость автопоезда зимой и меньше риск «сложиться».
- В опрокидывании важнее даже не скорость, в степень загрузки, потому что чем выше центр тяжести прицепа, тем больше у него шансов перевернуться.
- Плохая резина, непродуманная с точки зрения распределения веса загрузка и скользкое покрытие плюс один неловкий манёвр - и фура сложится по типу ножниц.
- Прицеп проходит поворот с меньшим радиусом, чем радиус тягача. Поэтому водитель должен выдерживать больший интервал между кромкой дороги и внутренним колесом дороги, чем при прохождении поворота на легковой машине.
- Одновременного разъезда с фурами на узкой дороге зимой лучше избегать, ситуация может развиваться мгновенно и непредсказуемо.
- Даже в критической ситуации, важно бороться за управляемость до последнего, применять алгоритм действий как при управлении легковым автомобилем, но с учетом специфики габаритов, веса и шарнирного соединения компонентов автопоезда.