Каталог обновлен 18.11.2018 15.35

Почему может "сложиться" фура и что делать водителю

Когда водитель впервые садится за руль относительно крупного грузовика, ему кажется, что габариты машины больше, чем габариты всей проезжей части.

Но со временем, привыкнув к новым условиям и научившись маневрировать с прицепом (даже задним ходом), эффект неожиданности от вождения многотонного неповоротливого грузовика с кучей колес проходит.

А вот проблема прохождения поворотов - остается. И особенно угрожает зимой, когда фуры то и дело ложатся на бок и складываются «ножницами» в сложных погодных условиях.

skladyvanie 1

 Как загрузка фуры влияет на «складывание» 

Чаще всего для перевозок используется схема седельный тягач + полуприцеп. Такой автопоезд гораздо чувствительнее к степени загрузки, чем легковой авто.

Летом на сухом дорожном покрытии проще и экономичнее ехать, когда груза мало или нет вовсе. А вот зимой пустой автопоезд с большей вероятностью выбросит из колеи или «сложит».

Поэтому первое правило зимних перевозок - планировать их таким образом, чтобы передвигаться, по возможности, гружёному. И чем больше - тем лучше: груз будет давить сверху на колеса, буквально прижимая их к дороге.

Но не только количество и вес груза имеет значение. Многое зависит от того, насколько равномерно распределен груз по прицепу. В идеальном варианте, груз нужно распределить равномерно по прицепу, выдерживая ограничение нагрузки на ось - но в жизни так не бывает.

  • Если перегружен сам тягач, это чревато разве что порчей дорог, но ехать так безопаснее.
  • Если перегружена задняя часть прицепа - будет сложно тронуться с места и затормозить; зимой это реальный риск «складывания» автопоезда.

skladyvanie 2

 Почему может «сложиться» фура 

Седельный тягач с полуприцепом организован по принципу шарнира, где тягач поворачивается вокруг шкворня полуприцепа, а тот заперт седельно-сцепным устройством. При этом угол поворота тягача ограничен только бортами фургона или стойками прицепа, в зависимости от конструкции.

При движении возникает эффект, когда прицеп массой втрое выше массы тягача и неуправляемыми, по понятной причине, осями, стремится сохранить заданную траекторию. Даже небольшого поворота достаточно для того, чтобы водителю не удалось преодолеть эту силу инерции, особенно если ведущие колеса тягача начнут проскальзывать, теряя сцепление с дорогой - а так происходит, в частности, от недостаточной нагрузки на седло тягача.

В результате возникает эффект складывания по типу ножниц: передняя часть тягача поворачивает, а задняя едет прямо. Точнее, ее толкает по прямой прицеп.

Ситуация развивается мгновенно и часто заканчивается трагично.

На такой печальный сценарий влияет множество факторов - степень и равномерность загрузки автопоезда, состояние шин и дорожного покрытия, даже количество смазки на седле тягача. Конечно, и подготовленность водителя - иногда получается отловить момент самого начала «складывания», если шофёр опытный и следит за зеркалами - в то время как на легковом автомобиле занос можно почувствовать спиной, дальнобойщики лишены такой возможности.

Чаще всего «сложить» фуру можно в гололед, при экстренном томожении. Но случается такое и при резком манёвре на неровной дороге.

Складывание провоцирует лопнувшая покрышка. Или наезд на заснеженную обочину передним колесом.

Встречный разъезд фур на узкой дороге

Опасны в этом смысле и разъезды с встречными фурами и грузовиками на узкой дороге, особенно если на ней образовалась колея - как часто бывает зимой.

При встречном разъезде даже самое минимальное смещение грузовика на полосу, которую занимает фура, уже опасная ситуация. Если встречный автопоезд попадет в колею левыми колёсами и его начнет складывать «ножницами», прицеп незваного гостя прилетит аккурат в машину.

И тогда на реакцию у водителя остается пара секунд, и нужно принять решение.

Если встречного коллегу начнет «складывать» прямо в тебя, как быстро это будет происходить и что делать: остаться и следить за развитием событий (риск повредить машину) или уходить на обочину (риск перевернуться и повредить груз).

И как защитить самого себя, если выскочить из кабины невозможно, да и некуда - встречная фура потеряла управляемость…

  • В то время как легковые или просто не такие огромные машины бы могли использовать ширину проезжей части и сманеврировать прямо на ней, если бы что-то пошло не так.

Поэтому при движении по узкой дороге нужно предельно внимательно подходить к разъездам и, если есть возможность, пропускать встречные фуры, чтобы не оказаться в ситуации одномоментного на скользком покрытии.

 skladyvanie 3

Торможение на скользком покрытии

То, что тягач и прицеп связаны между собой шарнирной связью, ухудшает курсовую и траекторную устойчивость автопоезда при торможении.

Когда колеса тягача и прицепа скользят в поперечном направлении независимо друг от друга, возникает эффект складывания автопоезда.

  • Надежнее всего тормозить на автопоезде, если тот оборудован антиблокировочной системой.
  • Применение циклического способа торможения (краткими нажатиями на педаль, имитируя работу ABS), повышает надежность управления тягачом и прицепом. Одновременно с этим можно понижать передачи, применяя торможение двигателем.

Если автопоезд начинает складываться в заносе, и водитель отпускает педаль тормоза или нажимает педаль газа для стабилизации ситуации, важно помнить, что прекращение торможения увеличивает остановочный путь - и увеличивать резерв пространства перед фурой.

Алгоритм действий водителя, если он замечает, что автопоезд начинает складываться, зависит от типа складывания.

Действия при заносе в повороте такие же, как при заносе при торможении. Главное - сразу же прекратить торможение! И затем:

  • Если тягач заносит, а прицеп держит заданную траекторию, нужно выжать сцепление и поворачивать руль в сторону заноса, по возможности, притормозить колеса прицепа.
  • Если заносит или сносит прицеп, руль нужно поворачивать тоже в сторону заноса, но нажать на газ.

skladyvanie 4

Итого

  • Чем больше нагрузка на ведущий мост (в рамках допустимого) - тем лучше управляемость автопоезда зимой и меньше риск «сложиться».
  • В опрокидывании важнее даже не скорость, в степень загрузки, потому что чем выше центр тяжести прицепа, тем больше у него шансов перевернуться.
  • Плохая резина, непродуманная с точки зрения распределения веса загрузка и скользкое покрытие плюс один неловкий манёвр - и фура сложится по типу ножниц.
  • Прицеп проходит поворот с меньшим радиусом, чем радиус тягача. Поэтому водитель должен выдерживать больший интервал между кромкой дороги и внутренним колесом дороги, чем при прохождении поворота на легковой машине.
  • Одновременного разъезда с фурами на узкой дороге зимой лучше избегать, ситуация может развиваться мгновенно и непредсказуемо.
  • Даже в критической ситуации, важно бороться за управляемость до последнего, применять алгоритм действий как при управлении легковым автомобилем, но с учетом специфики габаритов, веса и шарнирного соединения компонентов автопоезда.

Адреса

Адреса

Пункт выдачи: г. Минск, ул. Масюковщина, 2а

Склад: г. Заславль, ул. Советская, 130

Чудо

Мы в соцсетях

telegram

Белорусские стандарты качества

Колосальный опыт

Успешная работа на рынке автозапчастей с 1998г!
Только контрактные запчасти

Популярные модели

Запчасти на все популярные модели Audi, Volkswagen, Skoda, Seat!
Работа без посредников

Гарантия до 30 дней

до 30 дней на проверку и установку!
Гарантия возврата денег

Высокое качество

Все запчасти проверяют и тестируют специалисты!
Колоссальный опыт

Широкий ассортимент

Широкий ассортимент запчастей б/у от болта до двигателя!