Воздушные магистрали: заливать ли спирт и как отогревать зимой
Никто не станет оспаривать, что тормоза многотонного транспорта должны работать безотказно. Тормозная жидкость, которая используется на легковых автомобилях, в данном случае считается ненадежной.
Поэтому с 1940-50-х гг. на тяжелых грузовиках получили распространение пневматические тормозные системы - те, в которых вместо рабочей жидкости давление поддерживается накачиваемым из атмосферы воздухом.
Преимущества пневматической тормозной системы:
- в пневматической тормозной системе исключены воздушные пробки, следовательно, никакого отказа самой системы
- не нужно возить с собой канистру с тормозной жидкостью, чтобы в случае необходимости долить ее в бачок - с учетом объема тары, которая понадобилась в таком случае для фуры
- запасы воздуха в пневматической тормозной системе восполняются прямо из атмосферы, бесплатно
- рабочее давление в системе поддерживает компрессор, который приводится в движение двигателем. Даже если случается незначительная разгерметизация, давление будет поддерживается на постоянном уровне.
- не нужно прокачивать тормозной привод после того, как прицеп присоединен.
Как работает пневматическая тормозная система
Тормозная система с пневматическим приводом состоит из компрессора с регулятором давления, трубок и шлангов, тормозного крана, манометра, воздушных баллонов (ресиверов), предохранительного клапана, пневмокамер, тормозных механизмов (барабана, колодок, пружин и т.п.)
Когда воздух подается компрессором по магистралям, он встречает предохранительный клапан. Клапан разделяет воздушный поток на четыре независимых контура: первый обходит механизмы передней оси, второй - задней, третий подается на стояночный тормоз, а четвертый поступает к вспомогательным системам. Три главных контура питаются от сухого воздуха в ресиверах, и если один из них разгерметизируется, другие продолжат работать как ни в чем не бывало.
- Когда водитель жмет на педаль тормоза, он активирует работу двухсекционного тормозного крана. Одна секция крана открывает воздушную магистраль передней оси, вторая - задней (на трехосных грузовиках - обе задние оси). Если у машины больше трех осей, распределяются магистрали по принципу «чет-нечет» или «перед-зад».После тормозного крана воздух поступает в тормозные камеры, усилие определяется электроникой в зависимости от массы и распределения груза.
- Когда водитель отпускает педаль тормоза, воздух стравливается в атмосферу, колодки отпускаются - к этому моменту компрессор уже нагнал порцию свежего воздуха в ресиверы.
Пневматическая система тягача может обслуживать тормозную систему прицепа, у которой свои ресиверы, тормозные камеры и регулятор сил - и отдельный предохранительный клапан, который защищает от возможных проблем в системе.
Принцип работы «ручника» на грузовике обратен принципу работы педали тормоза. То есть при его включении из магистрали стравливается давление, а затем пружина энергоаккумулятора «ручника» сжимает колодки. Это сделано для того, чтобы при отрыве прицепа на ходу у водителя была возможность применить аварийное торможение.
Что грозит воздушным магистралям зимой
В первую очередь это влага, которая так или иначе поступает вместе с атмосферным воздухом в систему. Попадая в систему, влага способствует коррозии металлических элементов тормозной системы.
А зимой, когда вода замерзает, грозит образованием ледяных пробок - что может привести к отказу тормозов. Неуправляемая 40-тонная фура на зимней дороге - это уже трагедия.
Для того, чтобы убрать из воздуха, который поступает в ресиверы, влагу, современные фуры оборудуют влагоотделителями. Они встречаются двух типов.
- Термодинамические охлаждают воздух в радиаторе, собирают конденсат в накопители, очищаемые по мере наполнения.
- Адсорбционные впитывают влагу и связывают ее с помощью патронов с гранулами. Патроны нужно регулярно менять.
Для большей надежности в пневматических тормозных системах используется и тот, и другой механизм.
Основная проблема, с которой сталкиваются водители тяжелых грузовиков зимой - замерзание воздушных магистралей и как следствие - образование в них ледяных пробок.
Чтобы справиться с проблемой, применяют ряд мер. При этом мнения о том, как нужно выгонять влагу из воздушных магистралей (и нужно ли вообще), расходятся.
Старая школа: греть феном, заливать спирт
Бывалые дальнобойщики категорично советуют на время холодов вооружиться строительным (в крайнем случае - бытовым) феном и удлинителем и после ночной холодной стоянки греть пластиковые воздухопроводы, а затем менять фильтр влагоотделителя и заливать в систему спирт через штуцер главной воздушной магистрали «до упора». Независимо от модели автомобиля.
Вроде как даже при исправно работающей системе поступающий горячий воздух образует конденсат в магистралях. И зимой, когда водитель просто физически не может регулярно убирать конденсат, очищая ресиверы, спирт, залитый в систему, сделает это за него, просто испарив влагу.
При этом отмечается, что кроме спирта, ничего заливать в воздушные магистрали нельзя: антифриз и тормозная жидкость может разъесть резиновые детали. Единственное исключение - антифриз, предназначенный для пневмосистемы. Он по идее не только выгоняет влагу, но и обеспечивает смазывание трущихся деталей.
Новый подход: строго по инструкции
Другая часть водителей считает, что нет необходимости в дополнительных ухищрениях с заливкой спирта или антифриза для пневмосистемы (последний, кстати, применялся еще до изобретения влагоотделителей в 90-х гг).
Аргументы такие - тормозная пневмосистема должна оставаться сухой. На то она и не гидравлическая, что конструктивно там не предусмотрены никакие жидкости. Попадая внутрь воздушных магистралей, любая жидкость вымывает смазку с компонентов пневмосистемы, тем самым сокращая ее ресурс.
Для корректной работы тормозной системы современных грузовиков достаточно строго по регламенту менять фильтр-осушитель.
- Использование осушителя - это крайняя мера, для пневмосистем в плачевном состоянии. Но даже в этих случаях, если конденсат образуется в системе, заливать в магистрали нужно не спирт и т.п., а жидкость WABCO.
- Заливается она в устройство автоматического ввода в пневмосистему машины. Она удалит влагу из магистралей и поможет справиться с ледяными пробками.
Как разогреть замерзшие воздухопроводы
- Помимо описанного выше маневра с феном, прогреть клапана и трубкт поможет паяльная лампа или кипяток. Чтобы использовать кипяток, нужно обкрутить вентиль или участок трубопровода ветошью, и лишь затем поливать - так получится аккумулировать тепло и разогреть магистраль быстрее.
- Более экстремальный способ разогреть область замерзания магистралей с помощью горячих выхлопных газов. Для этого нужно возить с собой кусок гофрированный трубы, диаметром меньше выхлопной трубы. И при необходимости засунуть трубу в выхлопную, направив газы в область замерзания. Важно при этом герметично закрыть греемый участок пленкой, картоном и т.п.
- Шланг подкачки, который полезно возить с собой, поможет принудительно подать воздух, если какой-то воздушный контур заблокируется.
- Разогревать ресивер открытым огнем нельзя - он может взорваться.
- Самое важное: никогда не продолжайте движение, если давление в системе упало до аварийного. Система аварийного растормаживания предусмотрена только для того, чтобы убрать машину с проезжей части. Не стоит геройствовать и рисковать своей и чужой жизнью.