АКПП 09G: типичные неисправности, сервис и ремонт (что нужно знать владельцу)
Шестиступенчатую автоматическую коробку Aisin TF-60SN (09G) выпустили в 2003 году и ставили на многие модели концерна Volkswagen AG: VW Passat B6, Golf 5, Jetta 5, Polo 4 и 5, Skoda Octavia 2, Skoda Fabia 2, Audi A3, Audi A4. Примерно с 2012 года эта трансмиссия ставится в основном на бюджетные модели.
По своей конструкии трансмиссия - классический гидроавтомат. Многие называют данную трансмиссию «типроник», но это всего лишь опция ручного переключения передач, доступная на автомобилях с этой коробкой или с коробками DSG.
Несмотря на распространенное мнение о надежности этой коробки, сервисмены могут с этим поспорить.
Надежность этой коробки напрямую зависит от температурного режима работы. Забитый грязью теплообменник - гарантия сокращения ресурса трансмиссии, вплоть до 80 тыс. км. Не менее губительны для трансмиссии масляное голодание и выход из строя пакетов фрикционов.
Производитель рекомендует обслуживать коробку каждые 60 тыс. км. Таков интервал замены трансмиссионного масла вместе с фильтром.
Ресурс «автомата» 09G при эксплуатации в городском цикле (пробки, короткие дистанции, «рваные» разгоны - остановки) обычно редко превышает 200 тыс. км. За это время владелец неоднократно сталкивается с проблемами рывков при переключениях и пробуксовок.
К достоинствам трансмиссии можно отнести ее ремонтопригодность. Правда, список работ в рамках капремонта внушительный и дорогостоящий.
Здесь вам и ремонт гидротрасформатора, и передней и задней планетарок, полная промывка и регулировка гидроблока, ремонт соленоидов и замена изношенных (сгоревших) фрикционных муфт. Плюс демонтаж, установка, замена всех уплотнителей и ремкоплектов.
Чаще всего владельцы обращаются за сервисом с такими проблемами данной трансмиссии:
Удары и пробуксовки при переключении с передач (с первой на вторую, со второй на третью, реже - с четвертой на пятую и обратно), жесткая загрузка режимов R и D.
Часто проблемы проявляются при сильном нагреве коробки, характерная ситуация - движение в пробке. При этом аварийный режим не включается, ошибки в память ЭБУ трансмиссии не пишутся. Такая проблема характерна для коробок, выпущенных до 2008 года, когда создатели модернизировали гидроблок коробки, усовершенствовав его.
Решение проблемы - ремонт или замена гидроблока.
Пробуксовки на высоких (4-6) передачах, заброс оборотов при переходе с третьей на четвертую.
Эта проблема изначально проявляет себя под нагрузкой: при разгоне, движении под уклон. Позднее коробка переходит в аварийный режим, в память ЭБУ пишется ошибка.
Вызвана проблема износом уплотнения поршня, когда со временем резиновая деталь усаживается и растрескивается, в результате поршень перекашивает в барабане, а затем уплотнительное крыло срывает.
Устранит такую неисправность только «капиталка».
При больших пробегах или в результате длительного буксования корпус дифференциала изнашивается.
Владелец может определить такую проблему по шумной работе коробки при движении в поворотах.
Летом из-за перегрева коробки или в результате буксования часто срывает втулки скольжения внутри конструкции коробки.
Примерно к 150 тыс. км пробега возникает проблема износа бронзовых упортных сателлитных шайб планетарных редукторов.
Визуально проблема определяется по остаткам полностью изношенных деталей - оставшейся бронзовой стружке в поддоне коробки.
В результате эта же стружка попадает в трансмиссионное масло, засоряя гидроблок и соленоиды.
Осевые люфты сателлитов планетарных редукторов увеличиваются, что на больших нагрузках чревато разрушением самих планетарок. Решение - капремонт.
Встречаются неисправности электронной части управления
Если коробка ни с того ни с сего просто перешла в аварийный режим, проблема, вероятно, связана с несправностями электропроводки, ЭБУ, ошибками в работе датчиков (числа оборота валов) или сгоревшими электромагнитными клапанами - соленоидами.
В этом случае проблема определяется по записанным в электронный блок управления коробки ошибкам.
Как расшифровывать некоторые из них, мы писали здесь.