Как тронуться в горку на льду. Без песка, ковриков и помощников
Итак, это произошло. Вы застряли на уклоне. Обледеневшем. При попытке тронуться с места колёса буксуют - и ни с места. Как выехать?
Типичная ошибка
Основная ошибка всех, кто попал в подобную ситуацию - пытаться тронуться на льду быстро, по аналогии с выездом из глубокого снега. Но в случае со льдом так не получится: колёса сорвутся в пробуксовку и начнут шлифовать лёд, выкапывая лунки.
Важно понимать: если у вас не шипованная резина, ей нужно за что-то зацепиться, чтобы сдвинуть машину с места. Чем выше будут обороты двигателя, тем сильнее будут крутиться колёса. Значит, машина будет буксовать.
Отсюда первый принцип трогания в горку на льду.
Низкие обороты
Если буксование назревает со старта, важно максимально снизить обороты двигателя. В идеале - тронуться на одном сцеплении, «внатяжку», на грани остановки двигателя.
Для этого приотпустить педаль сцепления (на АКП включить режим D и отпустить тормоз), по необходимости добавить немного газа. Педаль сцепления придерживать, регулируя скорость старта, чтобы не допустить прокрутки колёс и буксования.
Самое главное при трогании таким способом - ювелирная работа с педалями сцепления и акселератора.
Тяги двигателя должно хватить на то, чтобы сдвинуть машину с места, но обороты должны быть минимальны, чтобы колёса могли мягко оттолкнуться ото льда и не сорваться в пробуксовку.
Сцепление сначала чуть отпускаем, затем держим и окончательно отпускаем только когда выехали.
Раскачка
Самое худшее, что можно делать, если машина не выезжает - продолжить вращать колёса. Вы давите на педаль газа, стоя на передаче - колёса буксуют, шлифуют лёд и уходят ещё глубже.
Если вы замечаете, что машина после сброса газа откатывается назад (а у нас как раз горка), этот запас «свободного хода» можно использовать для разгона.
- Переключая быстро переднюю и заднюю передачи, или подаваясь вперёд и откатываясь назад с горки с выжатым сцеплением, вы раскачиваете амплитуду автомобиля.
- Во время такого раскачивания важно подхватить момент, когда маятник раскачки толкнёт машину вперёд, и помочь её выехать, плавно отпустив сцепление и прибавив газ (не переусердствуйте).
Может, не с первой попытки, но сила инерции вытолкнет машину в нужном направлении.
Под углом
Этот способ хорошо работает, если машина начинает сдвигаться, а потом будто упирается колёсами в непреодолимое препятствие.
Нужно в момент трогания с места двинуться не прямо вперёд, а чуть под углом, повернув немного руль в сторону.
Лучше всего способ работает с переднеприводными машинами.
Ручник
В ситуации с обледенелой горкой трогаться придётся с ручника.
И тут главная загвоздка - обороты двигателя должны быть достаточными, чтобы выполнить «эстакаду», и при этом, прибавив сильно газ, вы спровоцируете пробуксовку колёс.
Попробуйте такой алгоритм:
- затянуть ручник
- включить первую передачу
- приотпускать педаль сцепления, пока обороты двигателя на тахометре не дойдут до 1200-1500, а зад машины не начнёт потрясывать
- плавно снять с ручника, приотпустить сцепление вверх (не бросать!), одновременно добавив мягко чуть газа (иначе откатится и заглохнет)
- если начинает скатываться - не давить на педаль газа, а чуть больше отпустить сцепление
- не помогло - ловить ручником и пробовать заново.
Итого
- Главный приём при трогании на льду в горку - езда внатяг.
- Чтобы колёса зацепились за поверхность, на них должен передаваться минимальный крутящий момент, иначе они сорвутся в пробуксовку.
- Сцепление нужно выжимать максимально плавно и отпускать аккуратно.
- Если машина откатилась после неудачных попыток, попробовать раскачку, переходя с задней передачи на первую и затягивая каждуй раз ручникю
- Если колёса упираются в ледяной бортик, вывернуть чуть руль и попробовать преодолеть горку под небольшим углом.
- Паркуясь накануне, думайте о том, как будете выезжать. Не ставьте машину на обледенелый уклон, даже если он посыпан песком и выглядит неопасным.