Вариатор CVT и Multitronic: стоит брать?
К основным типам трансмиссии относят МКПП, классический «автомат», роботизированную трансмиссию (включая робот с двумя сцеплениями – DSG, который подробно был рассмотрен здесь) и вариатор. О последнем сегодня и поговорим.
Вариатор или, правильнее, CVT от англ. Continuously Variable Transmission – бесступенчатая коробка передач, призван был улучшить комфорт вождения. Но популярным вариантом вариаторы так и не стали – владельцы жалуются на особенность их работы и низкую надежность.
Вариатор обязан своим появлением великому Леонардо да Винчи, который предложил этот механизм еще в 1490 году. Но всерьез взялись за новый тип трансмиссии только в начале ХХ века. К 50-м годам предприимчивый голландец Хуб Ван Доорн создал первую такую трансмиссию, назвав ее Variomatic, установил на седан DAF 600, да и продал компании Volvo. А сам продолжил заниматься экспериментами с вариатором, основав компанию, которая с 1995 года входит в семейство концерна Bosch.
Оценив идею, с 80-х гг. многие автопроизводители стали оснащать свои машины бесступенчатыми трансмиссиями.
Что такое вариатор
Главное отличие вариатора от других трансмиссий – отсутствие фиксированных передач. В коробках CVT передаточное число изменяется плавно и незаметно для водителя, в результате – необычайная плавность хода при ровных оборотах двигателя.
Достигается это за счет особенностей конструкции вариатора.
Для передачи крутящего момента с двигателя на колеса в нем вместо классических зубчатых колес используется стальной ремень или цепь. Ремень движется между двух пар конических колес, образуя шкив.
Колеса расположены на входных и выходных валах, каждая пара сближается или расходится друг от друга, тем самым меняя радиус шкива.
Так удается плавно изменить передаточное отношение крутящего момента с двигателя на колеса. В результате – отсутствие, собственно, «передач» и необычайная плавность хода автомобиля.
Плюсы
Движение машины с трансмиссией CVT – это плавный набор скорости и отсутствие рывков и толчков. С вариатором вы не услышите «рычания» мотора, разгон будет достаточно быстрым и плавным.
При этом мотор работает в диапазоне пониженных оборотов. Это не только хорошо отражается на ресурсе двигателя и его деталей, но и позволяет экономить топливо и уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Минусы
Вариаторы не выдерживают высокой мощности современных автомобилей, потому что их цепь и, тем более, ремень, не могут передать высокий крутящий момент.
Поэтому бесступенчатые КП устанавливают на автомобили с крутящим моментом до 350-400 Нм. Как правило, это машины малого и среднего класса.
Другой недостаток работы вариатора связан с психологией водителя. Многим не нравится, что вариатор всегда поддерживает один диапазон оборотов. Так, при разгоне вариатор ведет себя непривычно – вместо «раскручивания» двигателя он сразу выходит на максимальные обороты и работает на них с монотонным гулом. В результате водитель не ощущает, собственно, разгон. И ему кажется, что коробка «тормозит».
Для решения этой проблемы многие компании стали применять вариаторы с режимом ручного переключения виртуальных «передач».
Так, автомобили Audi стали оснащать новым типом вариатора – коробкой Multitronic.
В обычном режиме классический вариатор, при выборе режима «спорт» она имитирует работу классической АКПП, то есть, поддерживает выбранную водителем (с помощью подрулевых лопаток) виртуальную «передачу». Такой режим переключения осуществляется с помощью электронных блоков управления и напоминает принцип работы классического «автомата» или робота DSG с двумя сцеплениями.
Но, пожалуй, самый весомый недостаток вариатора - дороговизна его обслуживания и недолговечность трансмиссии.
Сама конструкция вариатора, при всех его плюсах по КПД и плавности хода, не рассчитана на большие пробеги и высокие нагрузки. CVT не любит пробки, бездорожье и высокие скорости и редко когда доживает до 200 тыс. км.
Мало кто знает, что вариатор надо регулярно обслуживать. Причем простой заменой масла (а оно для вариатора намного дороже, чем для других КПП) дело не обойдется.
Еще необходимо менять фильтры и промывать радиатор в нем, желательно – с его разборкой и промывкой каждые 50-60 тыс. км. Не сделаете этого спустя 100 тысяч – риск поломки вариатора весьма велик. А иногда и гораздо раньше.
Выходят из строя в вариаторах, как правило, две вещи. Ремень, который обеспечивает связку ведущего и ведомого валов, и его достаточно сложная электроника. Причем электроника может давать сбои значительно раньше.
Если ремень рвется и разлетается в клочья (средний срок его жизни – порядка 100 -150 тыс. км) и выводит из строя всю коробку, простой заменой ремня уже не обойтись. Скорее всего, придется ремонтироваться у официалов, а послегарантийный ремонт там обойдется очень недешево.
Итого
Вариатор представляет собой бесступенчатую трансмиссию, которая обеспечивает плавность хода и гарантирует бережную эксплуатацию двигателя. Для автомобилей Audi используется особой вид вариатора – трансмиссия Multitronic, с функцией выбора и переключения «виртуальных» передач.
К основным недостаткам вариатора относят особенности его работы, сложность и дороговизну обслуживания. Вариатор не рассчитан на высокие нагрузки и огромные пробеги.
Узнайте, какие 5 автомобилей VAG не стоит покупать, здесь.